О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В структуре российской экономики машиностроение занимает место технологического ядра.
Главные задачи машиностроительного комплекса – удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию и расширение присутствия этой продукции на внешних рынках. Основной путь решения этих задач – преобразование машиностроения в конкурентоспособный высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в международную систему разделения труда.
Что же мешает инновационному развитию предприятий машиностроения? Выделим несколько проблем.
- Разработки не превращаются в продукцию из-за ошибок бизнес-планирования: мы не умеем составлять бизнес-планы.
- Большинство инноваций – это разработки «для бедных». Они направлены на «латание дыр», т.е. служат некими «заплатками», новыми элементами на «старом костюме».
- Единственным достоинством многих решений является дешевизна при полной аналогии с имеющимися образцами.
- Непонимание выгоды ценовой конкуренции: новая технология – это не экономия денежных средств, это, прежде всего, новое качество. Одно из определений инновации рассматривает ее как средство, разрешающее противоречие между потребностью и возможностями. А удовлетворение новых потребностей никогда не приводило к экономии денежных средств, скорее наоборот.
- Непонимание того, что технологии не имеют национальности, они создаются для всего мира. Например, вызывает недоумение такая фраза «…новая уникальная технология для России «Программирование для старых систем», (установленных еще на заре компьютеризации).
- Разработке технологий «для мира» препятствует незнание потребностей мировой экономики. Новые технологии у нас возникают не из спроса, а из возможностей разработчиков.
- Отсутствие информационного канала о мировых инновациях. Нередко разработчики всерьез доказывают, что их идея уникальна, не имеет мировых аналогов, а аналоги уже продаются на рынке.
- Недостаточное количество каналов проникновения опыта коммерциализации разработок. В России работают лишь несколько лабораторий крупных технологических концернов (Intel, Sun, Motorola).
- Собственный технологический экспорт представлен лишь технологическими услугами (например, оффшорное программирование). Основная доля высоких технологий в информационном бизнесе – не разработки, а посредничество – продажа готовых технологий.
- В технологическом бизнесе разработчики инноваций ограничиваются ролью инженеров, а нужны экономисты и менеджеры, умеющие обосновать и принять решение.
- Отсутствуют технологические предприниматели, ориентированные не на гарантированный (чаще всего – низкий) результат, а на рисковый многомиллионный бизнес.
- Кроме смелости, знаний, умений технологическому предпринимателю нужен стартовый капитал, который в нашей стране отсутствует, так как нет достаточного количества венчурных фондов и «бизнес-ангелов» – состоявшихся предпринимателей, обладающих средствами для рисковых вложений;
- Используется консервативная европейская модель венчурного финансирования, основанная на просчете будущих денежных потоков, а не американская модель, позволяющая принимать решение о финансировании, исходя из объемов рынка, который может захватить новая технология.
Указанные проблемы частично могут быть устранены подготовкой компетентных кадров для инновационного развития промышленности и машиностроения.
С.Ф. Куимов, к.т.н; А.Н. Фоканов, засл. изобретатель РФ; А.В. Черемисин, рук. ИВЦ Пермского ЦНТИ