ОКНО В КИТАЙ. Пермский край на выставке в Пекине
Делегация руководителей предприятий и правительства Пермского края в ноябре текущего года побывала в Пекине на Российской национальной выставке. Большой стенд Пермского края красовался в самом центре выставки. Стенд посетили председатель правительства РФ Михаил Фрадков и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
По словам генерального секретаря Китайской ассоциации развития и планирования промышленных инвестиций за рубежом Фань Чуньюна, очень интересны инвестиционные проекты пермяков. Особый интерес вызвали пермские предприятия российского авиапрома. И это закономерно Российские специалисты уже не раз предлагали своим китайским коллегам активизировать сотрудничество в производстве ближне- и среднемагистральных самолетов. Год назад такие предложения звучали в рамках международной авиакосмической выставки, организованной в Пекине. Тогда речь шла об МС-21 – совместной разработке ведущих российских конструкторских бюро: АК
им. Ильюшина, ОКБ им. Яковлева и ОКБ им. Туполева. Целью предлагавшегося проекта было создание семейства самолетов, аналогичных известным Airbus A319/A320 и Boeing 737. «Мы хотим сделать этот проект международным, вести разработку самолета с помощью других компаний, в том числе зарубежных», – пояснял ситуацию Аркадий Гуртовой – директор ОКБ им. Туполева. Российская сторона вела переговоры с китайскими авиапроизводителями об их участии как в конструкторских работах, так и в разработке и производстве самого самолета. Гуртовой называл и предполагаемые доли участия: китайской стороне предлагалась 30 – 50%-ная доля от общего объема работ, связанных с проектированием и совместным производством этого самолета в России и в Китае. «Участие в данном проекте полностью соответствует стремлению Китая развивать собственную авиационную промышленность», – заявлял тогда Гуртовой, ссылаясь на то, что потребность в самолетах данного типа в КНР составляет свыше 400 машин.
Наблюдалось настойчивое движение в сторону китайского авиапрома и со стороны Украины. На авиасалоне Airshow China-2004 украинские чиновники называли векторы этого движения: сотрудничество китайской стороны с АНТК им. Антонова, растущий объем продаж украинской авиатехники, в основном за счет поставок авиадвигателей производства ОАО «Мотор Сич» для самолетов марки «Y» и двигателей для учебного самолета.
Договоренность о совместном создании учебно-тренировочного самолета (УТС) была достигнута на первом сентябрьском заседании российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области гражданской авиации и авиастроения. Хотя официально не было объявлено, кто примет участие в этом проекте с российской стороны, эксперты склоняются к выводу, что в создании УТС ставка сделана на ОКБ им.Яковлева. Договоренности по строительству большого транспортного самолета скорей всего коснутся КБ им. Ильюшина.
Отношения между этими компаниями и китайской стороной существуют не первый день. Специалисты яковлевского конструкторского бюро в свое время оказывали консультационную помощь китайским авиастроителям в работе над первым учебным самолетом Поднебесной, которым стал L-15. А в середине прошлого года Китай сам проявил деловой интерес к разработкам ильюшинского КБ. Был подписан контракт на поставку тридцати четырех транспортных самолетов Ил-76 и четырех заправщиков Ил-78. Хотя поставки еще не начались, есть уверенность, что все обязательства перед китайской стороной будут выполнены.
Обе стороны заявляют, что сотрудничество между нашими странами в сфере гражданской авиации должно принести весомую экономическую пользу обоим государствам. По словам заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса, «обе стороны намерены активно работать над совместными проектами, направленными на занятие определенных рыночных ниш».
Обзор подготовлен директором ИВЦ Пермского ЦНТИ А.В. Черемисиным