Стартап – это молодое быстроразвивающееся предприятие, нацеленное на новые рынки. Алгоритм построения стартапов довольно жёсткий. Чем же определяется успех построения стартапов и как избежать присущих им инновационных болезней?
Стартап начинается с идеи – с «мечты». Затем создается продукт и формируется рынок для него. И только после этого выстраиваются и систематизируются бизнес-процессы.
Успешный стартап характеризуется четырьмя этапами:
- «до рождения» (обеспечение преданности);
- создание продукта;
- создание рынка для продукта;
- переход к системному предприятию (завершающая фаза формирования стартапа).
На каждом этапе развития – свой капитал, у каждого этапа – своя валюта, в которой измеряется успех. Ошибка на любом из этапов может закончиться крахом всех начинаний.
Этап I – «до рождения». Капитал — преданность
Этот этап запускается «человеком мечты», который закладывает фундамент будущего предприятия (это главное правило любой успешной стройки) – преданность. От того, каким будет фундамент, зависят размеры возводимого здания. По «запасам преданности» можно оценить масштаб предприятия. Этот этап довольно длительный: нужно родить идею, провести подготовку, которая нередко требует гораздо больших усилий, чем такие крупные этапы, как создание продукта и выведение его на рынок.
Структура этапа «до рождения»:
- рождение идеи;
- поиск привержецев (в том числе формирование собственной приверженности);
- шлифовка идеи.
Рождение идеи
Любая идея призвана служить людям. Рождение идеи потребует от ее создателя – «человека мечты» изрядной доли наблюдательности и оптимизма. Можно идею и заимствовать: в смежных сферах бизнеса, привезти из-за границы и т.п. Такие идеи (уже реализованные другими людьми и на других рынках) проще в шлифовке.
Поиск приверженцев
Первые инвестиции рожденной идеи – это инвестиции преданностью. «Человек мечты» «собирает» преданность. Его задача — подкрепить идею преданностью, заложить основание для реализации мечты. Для этого он должен зажечь идеей людей – как исполнителей, так и потребителей и сам удостовериться в ее реальности. Преданность формируется обещаниями, поскольку на начальном этапе развития стартапа нет ни конкретных ценностей, ни денежных ресурсов, а есть только мечта. Обещания даются всем, даже самому себе. Если в эти обещания верят – фундамент готов. Доверие к лидеру и его прозорливости – безграничный потенциал. Поэтому многие фирмы нанимают харизматичных руководителей фактически на роль пророков.
Так как денежные и материальные ресурсы у стартапа обычно невелики, преданность – это структурный элемент ее деятельности. Даже если финансирование будет достаточным, без преданности идею вряд ли удастся реализовать. Банкротство в преданности неизбежно приведет к финансовому банкротству. Поэтому стоит повременить с внедрением финансовых схем до тех пор, пока не будет сформирован достаточный пакет преданности идее.
Шлифовка идеи
Чтобы успешно воплотить «сырую» идею, необходима ее шлифовка, доводка. Если идея отшлифована, ее можно изложить за две минуты. Для шлифовки идеи нужен преданный ей, но критически настроенный коллектив. Поэтому успешный стартап зачастую продукт двух индивидов: «человека мечты», который способствует рождению, и «критика», который обеспечивает шлифовку конкретной идеи. Отсюда задача «человека мечты» – найти «критика» в своем окружении.
Этап II – создание продукта. Капитал – продукт
Структура второго этапа:
- получение инвестиций;
- формирование продукта;
- первый покупатель.
Получение инвестиций
Создание продукта и тем более успешное представление его на рынке невозможно без дополнительных инвестиций. Поэтому получение денег на создание продукта – это первое требование второго этапа построения стартапа.
Вариантов получения стартовых денег много. Однако практика показывает, что на начальном этапе реальны лишь два типа инвестиций – личные деньги предпринимателя и привлечение бизнес-ангелов.
Формирование продукта
Планируйте время и деньги на то, чтобы испытать несколько вариантов продукта. Именно это позволит сделать продукт успешным. Не стоит думать, что первый же образец (на создание которого может уйти нескольких лет) нужно срочно запускать в производство без тестов и доводок.
Первый покупатель
Формирование продукта может быть успешным только при наличии первого покупателя. Первый покупатель – это уникальный тестер. Нельзя считать, что продукт готов, до того момента, пока у него не появится первый покупатель. Вот почему поиском первого покупателя должен заниматься не отдел продаж, а отдел разработки продукта.
Этап III – формирование рынка для продукта. Капитал – рынок.
Этап формирования рынка сбыта предполагает следующий шаги:
- создание офиса;
- выстраивание взаимоотношений с рынком;
- привлечение клиентов.
Создание офиса
Офис – это как горшок для цветка. Он должен оставлять место для роста, но не стоит сажать маленький цветок сразу в большой горшок. Старайтесь, чтобы офис позволял вам расти, но при этом экономьте деньги – они еще понадобятся. А вот на чем не следует экономить, так это на людях. Труд должен оплачиваться.
Выстраивание взаимоотношений с рынком
Этап выхода на рынок опасно недооценивать — фактически здесь, а не на этапе создания товара, решается, умереть или жить новому предприятию. Новые продукты постоянно создаются различными творческими командами, поэтому потребуется мышление стратега, чтобы захватить рынок. Поскольку поиск рынка сопряжен с финансовыми вложениями, данный этап нужно планировать особо тщательно.
Завоевание рынка – это испытание на настойчивость, это также испытание той преданности, которая была сформирована на первом этапе.
Формирование рынка – это все еще творческий этап, поэтому не стоит на этом этапе навязывать сотрудникам жесткие правила – правила должны быть гибкими.
Привлечение клиентов
Нужно бережно относиться и к восторженным клиентам, и к тем, кто настроен скептически. Расширяя рынок, изучите тот промежуточный слой, который отделяет Ваш продукт от других продуктов, представленных на рынке. Что бы хотели получить те, кто еще не пользуется вашим продуктом, но уже знает о нем? Если Вы будете отслеживать эту группу пользователей, то сможете расширять горизонты сбыта.
Этап IV – выстраивание системы. Капитал – система.
Залог успешности стартапа – уверенно перейти в завершающий этап – этап выстраивания системы, или систематизации бизнеса.
Систематизация бизнеса предусматривает:
- делегирование управления (перестать завязывать все решения на себе);
- создание корпоративной культуры.
Делегирование управления
На первых трех этапах профессионалы-управлен-цы были лишними. Когда идет бурное развитие и необходимо пространство для творчества, слишком правильное управление может погубить проект. На первых этапах делом руководят его приверженцы, подвижники. Однако на четвертом этапе вольное руководство «человека мечты» может обернуться утратой контроля над ситуацией. В это время фирма нуждается в укреплении фундамента. У создателя стартапа есть два пути: делегировать полномочия руководителям-профессионалам либо покинуть проект.
Формирование корпоративной культуры
Корпоративная культура – это не свод законов, в который никто не заглядывает, а набор соблюдаемых по умолчанию правил. Именно этические принципы позволяют организациям, работающим на одних и тех же рынках, отличаться друг от друга. Чем устойчивее ваша корпоративная культура, тем выше качество создаваемых вами товаров и услуг. Корпоративная культура – это резерв надежности ваших продуктов.
В основе корпоративной культуры лежат качества, которые ценил в сотрудниках основатель компании. Формируя штат, он искал людей, разделяющих его ценности. Основатель не стремился переделать людей – он искал единомышленников. Корпоративная культура – это итог успешности предыдущих этапов: отбора персонала и формирования у сотрудников ключевых ценностей.
Когда умирает стартап? Тогда, когда рождается процветающая фирма, когда первые по-юношески дерзкие решения воплощаются в миллионный бизнес с устойчивой организационной структурой и формализованной схемой доходов.