Новое в законодательстве о закупках для государственных и муниципальных нужд
В 2007 году были приняты Федеральные законы № 53-ФЗ и № 218-ФЗ, которые внесли ряд изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В частности, Федеральным законом № 218-ФЗ внесены поправки более чем в 50 статей Федерального закона № 94-ФЗ, а также введена новая глава, посвященная особенностям размещения заказа на создание произведений литературы или искусства и других результатов творческой деятельности.
Вот некоторые изменения в основных разделах Федерального закона № 94-ФЗ.
1. Общие положения
В состав комиссии по размещению заказов теперь должны преимущественно включаться лица, осуществившие профессиональную переподготовку или повышение квалификации, а с 1 января 2009 года, включение, как минимум, одного такого лица в состав комиссии станет обязательным. Если предметом заказа является создание произведения литературы или искусства и т. п., в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства (при этом число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов конкурсной комиссии).
Закон «легитимизировал» право заказчика привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом
С целью обеспечения единства информационного пространства системы размещения государственных и муниципальных заказов на всей территории России, с 1 января 2010 года Правительством Российской Федерации должен быть определен официальный российский сайт в сети Интернет с информацией о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РОССИЙСКОЙ Федерации или муниципальных нужд. Вся информация о заказах, независимо от того, кто выступает в качестве государственного заказчика, должна будет размещаться на едином сайте.
Значительно переработан текст статьи 17, посвященной контролю за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Определена норма, отражающая особенности ценообразования заказа в случае, если его участником выступает гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем. Цена контракта, предложенная таким лицом, должна уменьшаться на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В отношении способов обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта введено уточнение в части банковской гарантии (теперь она должна быть безотзывной) и передачи заказчику в залог денежных средств (теперь это может быть осуществлено в форме залога банковского вклада или депозита).
2. Положения о размещении заказов путем проведения конкурсов
Существенно сокращен перечень информации, включаемой в извещение о проведении открытого конкурса.
Вводится запрет на требование к участникам торгов предоставлять иные документы, кроме тех, которые предусмотрены в статье 25 Федерального закона № 94-ФЗ
Вводится новый критерий в отношении заказов на выполнение работ и оказание услуг: «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса».
Устанавливается, что совокупная значимость критериев определения победителя конкурса должна составлять 100%. При этом значимость критериев качества не может составлять более 20%, а в случае проведения конкурса на выполнение научно-исследо-вательских, опытно-конструкторских или технологических работ (а также ряда других работ, требующих наличия квалификации) не может составлять более 45%.
В протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должны в обязательном порядке включаться сведения о решении каждого члена комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из критериев оценки.
3. Положения о размещении заказов путем проведения аукционов
Существенно уточнены требования к содержанию извещения о проведении открытого аукциона и документации об аукционе, требования к содержанию и порядку подачи заявок на участие в аукционе. В частности, документация об аукционе не должна содержать указание на знаки обслуживания,
фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Уточнен порядок проведения аукциона, в т. ч. проведения аукциона в электронной форме.
4. Прочие положения
Введен ряд поправок в отношении размещения заказов путем проведения запросов котировок и у единственного поставщика.
Поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ коснулись также такого важного раздела как обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов, а также других положений этого закона.
Все эти поправки настолько значительны как по объему, так и по содержанию, что для того, чтобы в них досконально разобраться потребуется помощь специалистов.
Получить подробную информацию об изменениях Федерального закона № 94-ФЗ Вы сможете, приняв участие в консультационном семинаре «Особенности организации государственных и муниципальных закупок. Как стать поставщиком товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд», который состоится в Пермском ЦНТИ 3 – 4 марта 2008 года и посетив ежегодный форум-выставку «ГОСЗАКАЗ 2008», который будет проходить в Москве 24 – 26 марта 2008 года.